Джемшид Гиунашвили: грузин из Тегерана
Аннотация
Ключевые слова
Для цитирования:
Мосаки Н.З., Раванди-Фадаи Л.М. Джемшид Гиунашвили: грузин из Тегерана. Ориенталистика. 2018;1(3-4):539-552. https://doi.org/10.31696/2618-7043-2018-1-3-4-539-552
For citation:
Mossaki N.Z., Ravandi-Fadai L.M. Dzhemshid Giunashvili: Georgian from Tehran. Orientalistica. 2018;1(3-4):539-552. (In Russ.) https://doi.org/10.31696/2618-7043-2018-1-3-4-539-552
Введение
23 января 2017 г. на 86-м году жизни скончался известный грузинский иранист Джемшид Шалвович Гиунашвили, доктор филологических наук, профессор, автор более 200 научных работ на русском, грузинском, персидском и других языках. Его труды известны далеко за пределами Грузии и бывшего СССР. С уходом Дж. Ш. Гиунашвили, можно сказать, завершилась эпоха выдающихся грузинских иранистов ХХ в., берущая начало с проф. Юстина Абуладзе (1874-1962) и продолженная профессорами Давидом Кобидзе (1906-1981), Константином Пагава (1919-1994), Мзией Андроникашвили (1920-2006), Магали Тодуа (1927-2016), Александром Гвахария (1929-2002), Вахушти Котети- швили (1935-2008).
Однако и в ряду выдающихся грузинских иранистов фигура Джемшида Гиунашвили, благодаря которому в значительной степени поддерживалась высокая репутация грузинской иранистики в области иранской филологии, стоит особняком, что было обусловлено его происхождением, поскольку, будучи грузином, Дж. Гиунашвили являлся в то же время и иранцем, для которого персидский язык был родным. Он был признанным авторитетом среди выдающихся советских иранистов. Так, известный российский иранист Ю. А. Рубинчик величал Джемшида Гиунашвили «мэтром, восхищаясь его персидским» [2, с. 9]1.
Его научное наследие обширно, включает в себя работы в области лингвистики, литературоведения, изучения рукописей, источниковедения; подготовку хрестоматий, составление словарей и др. Однако любое описание научной биографии профессора Дж. Гиунашвили будет, по сути, малосодержательным, если ее рассматривать вне контекста его семейной биографии, штрихи которой в некотором роде повторяют трагическую судьбу, постигшую многие семьи грузинской интеллигенции, подвергшиеся на заре становления советской власти в Грузии политическому преследованию и гонениям.
Жизненный и творческий путь
Дж. Гиунашвили родился 1 мая 1931 г. (1310 г.) в Тегеране в семье инженера Шалвы Давидовича Гиунашвили (1908-1981), являвшегося сыном кахетинского священника. Дядя Джемшида (старший брат отца) - выпускник Варшавского университета, известный грузинский врач, оказывавший медицинскую помощь участникам антисоветского восстания 1924 года под руководством Какуцы (Кайхосро) Чолокашвили; был расстрелян советской властью. Командированный в Туркмению в 1928 г. для работы на ирригационных проектах, инженер Шалва Гиунашвили, не знавший персидского языка, вскоре сумел перейти в Иран, где был схвачен иранскими пограничниками и отправлен в лагерь на границу с тогдашней Индией - в Захедан. Однако судьба улыбнулась Шалве Гиунашвили: местный губернатор оказался однокурсником его расстрелянного брата, неоднократно гостившим в их семье в Грузии. Он сумел вместо высылки в Индию перенаправить его в Тегеран, где Ш. Гиунашвили вскоре освободился из заключения и создал семью с Эленэ Гуливердашвили, с которой был знаком еще в Телави, где учился в духовной семинарии, а Эленэ обучалась в женском училище [5, с. 114].
Профессия Шалвы Гиунашвили оказалась весьма востребованной в Иране 30-х годов, где было начато масштабное дорожное строительство, что обеспечило его семье безбедное существование и, как отмечал в своем отчете представитель МИД ГССР при посольстве СССР в Иране, добившегося значительного авторитета в министерстве путей сообщения Ирана [6, с. 80].
Джемшид Гиунашвили учился в известном тегеранском американском колледже «Альборз» (Эльбрус), где блестяще изучил персидский язык. С детства родители обучили его также грузинскому и русскому языкам. В свободное от школы время он общался с русскими эмигрантами, а в 1942 г. стал членом открытого в Тегеране советского клуба [5, с. 180].
В 1947 г. Шалва Гиунашвили с супругой и двумя детьми, наряду с несколькими другими проживающими в Иране грузинами-эмигрантами, получили гражданство СССР и репатрировались в Грузию [6, с. 75]. В Тбилиси Джемшид окончил русскую школу и поступил на иранское отделение факультета востоковедения Тбилисского государственного университета (ТГУ). Однако за обретением Родины последовало новое переселение. В 1952 г., когда Дж. Гиунашвили обучался на 3-м курсе, их семья была выселена в Южный Казахстан. Как позже вспоминал Дж. Гиунашвили, случайно увидев в местной газете заметку о студентах факультета востоковедения Среднеазиатского госуниверситета (САГУ), он предпринял попытку продолжить обучение там и отправил письмо на имя ректора ТГУ Нико Кецховели (который в начале 1920-х годов придерживался антибольшевистских устремлений и был даже на непродолжительный период арестован после грузинского восстания 1924 г.) с просьбой выслать академическую справку и аттестат. Получив через месяц документы с прекрасной характеристикой, Джемшид Гиунашвили тайком уехал на товарном поезде в Ташкент, где встретился с деканом факультета востоковедения Среднеазиатского университета Григорием Львовичем Бондаревским (с 1956 г. сотрудник ИВ АН СССР), который предложил ему для получения диплома в 1953 г. сдать за год экстерном 4 курса (поскольку в этот год в СССР прекращалось обучение экстерном в вузах), при этом чтобы никто из студентов не видел его в университете. Готовясь к экзаменам в казахском селе, Джемшид раз в две недели тайком на товарном поезде отправлялся в САГУ для сдачи экзаменов. Вскоре после смерти Сталина ему было разрешено обучение по определенным направлениям, и он выбрал мукомольно-элеваторный техникум (МЭТ) в Ташкенте. Спустя некоторое время с него был снят статус переселенца, Джемшид стал соискателем, а потом и преподавателем в САГУ При этом знания, полученные в МЭТ, пригодились ему в последующей работе в иранистике - Дж. Гиунашвили подготовил первый русско-персидский словарь технических терминов [5, с. 180]
В 1956 г. в Ташкенте им была подготовлена кандидатская диссертация на тему «Глагольный компонент детерминативных именных образований персидского литературного языка» [7], которую он защитил уже в Тбилиси в 1958 г. [8]. В Ташкенте в 1957-1958 гг. были опубликованы его первые научные работы [9-12]. Примечательно, что первые две научные работы Дж. Гиунашвили, опубликованные в трудах САГУ были отмечены в библиографии, опубликованной в престижнейшем Middle East Journal [13, pp. 357-358]. Не лишним будет вспомнить, что лингвистика в советской иранистике хотя и была представлена заметными фигурами, тем не менее существенно уступала по количеству ученых литературоведам, в связи с чем исследования талантливого молодого специалиста в чрезвычайно востребованной области стали заметным вкладом в советской иранистике.
В 1958 г. Джемшид Гиунашвили по приглашению выдающегося грузинского востоковеда Георгия Церетели возвращается в Грузию (в 1959 г. в Грузию вслед за ним последует его супруга Людмила Семеновна, в девичестве Мирина2) и начинает работать младшим научным сотрудником в отделе языков Ближнего Востока Института языкознания АН Грузии. В 1958 г. в ТГУ он защищает диссертацию [7], подготовленную в Ташкенте. В 1960 г. в системе АН Грузии был создан Институт востоковедения, который возглавил Георгий Церетели (ныне носит его имя), впоследствии избранный действительным членом АН СССР, в котором Дж. Гиунашвили вскоре стал заведующим отделом, а с 1974 г. (до своего назначения первым Чрезвычайным и Полномочным послом в Иран с 1 августа 1994 г., где он пробыл до 16 января 2004 г.) - заместителем директора института (которым тогда был известный лингвист, академик Тамаз Гамкрелидзе). Одновременно он преподавал на факультете востоковедения ТГУ
Сразу же после переезда в Грузию Дж. Гиунашвили активно продолжал научную работу. С 1960 г. регулярно выходят его статьи в «Трудах Тбилисского государственного университета» и изданиях АН Грузии.
В 1962 г. Дж. Гиунашвили вместе с Н. Бекаури подготовил книгу «Образцы персидского фольклора» [14]. Кроме лингвистических и литературоведческих исследований [15] Дж. Гиунашвили занимался изучением рукописей. Благодаря обнаруженным в Институте рукописей АН Грузии персидским рукописям он сумел расшифровать «белые пятна» «Истории Систана», которые до этого не смог полностью расшифровать Малек-ош-шо’ара Бахар, «многое уточнить, а некоторые места исправить» [16, с. 161; 17-19]3. В 1971 г. Дж. Гиунашвили издал эту рукопись на персидском языке [21].
В 1964 г. выходит совместная монография известного грузинского лингвиста, заведующего лабораторией экспериментальной лингвистики Института языкознания АН Грузии Шоты Гаприндашвили и Джемшида Гиунашвили «Фонетика персидского языка» [22], в которой они «впервые в мировой иранистике» «осуществили детальное рентгенографическое, осцилло- и спектрографическое исследование всего звукового состава персидского литературного языка» [23, с. 190]. Результаты этого исследования были представлены авторами на Всесоюзной конференции в Баку в 1963 г. [24, с. 129]. Как писал в 1982 г., т. е. почти через двадцать лет после выхода этой монографии В. Б. Иванов, «в иранском языкознании известно одно фундаментальное исследование спектральных характеристик звуков речи - это труд грузинских ученых Ш. Г. Гаприндашвили и Дж. Ш. Гиунашвили [25, с. 51]. Работа получила положительные отзывы [23; 26], сразу же став классической, и с тех пор активно используется в лингвистических исследованиях в области персидского языка (см., например: [27, с. 5, 11; 28, с. 18])4. Как отмечал заведующий кафедрой иранской филологии, профессор ИСАА при МГУ им. М. В. Ломоносова В. Б. Иванов, эта книга, являвшаяся «передовым исследованием», стала для него со студенческой скамьи «настольной книгой». В ней «впервые была использована рентгенография в исследовании персидских звуков речи... с тех пор по настоящее время такого детального исследования звуков речи с помощью рентгенографии никто так и не сделал. Этот труд остается актуальным и по сию пору. В нем Джемшид Шалвович не только дал описания звуков речи - он оценивал те теории и положения, которые существовали в отношении персидского языка на тот момент времени. И некоторые, казалось бы, широко принятые воззрения на персидскую фонетику он опровергал в своей книге, давая новый материал и обосновывая отличия того, что он нашел, от прежнего состояния. прежние оценки делались без экспериментального подхода, на слух, а Гиунашвили проверил это с помощью рентгенографии» [30].
Как бы в продолжение этого исследования в следующем году в «Трудах» Тбилисского университета выходит обширная 55-страничная статья Дж. Гиунашвили о системе фонем литературного персидского языка [31], также получившая положительные рецензии как советских, так и зарубежных иранистов [32-34].
В 35 лет, в 1966 г., Дж. Гиунашвили защитил докторскую диссертацию [35]. В 1970-х гг. Дж. Гиунашвили осуществляет задуманное им ранее издание двух словарей - «Карманного грузинско-персидского и персидско-грузинского словаря» [36] и «Краткого русско-персидского технического словаря» [37], ставшего со времени публикации основным источником специальной терминологии для изучающих персидский язык в СССР. В 1972 г. в свет выходит подготовленная Дж. Гиунашвили в соавторстве с Д. В. Кацитадзе хрестоматия «Персидские исторические тексты» [38], снабженная весьма обширным введением, в котором дана подробная характеристика корпусу «средневековых персидских исторических памятников», ставшая важным подспорьем для изучающих историю Иранского мира [39, с. 106].
Перу Дж. Гиунашвили принадлежат многочисленные исследования по различным аспектам персидской лексики, терминологии, текстологии, источниковедения, свидетельствующие о широте его научных интересов. Часть его работ касаются вопросов влияния персидской литературы в Грузии. Значительное внимание Дж. Гиунашвили уделял публикации работ о грузинских иранистах, некоторые из них изданы им на персидском языке. Особое внимание им уделялось составлению различных учебных пособий для изучающих персидский язык. Им подготовлена хрестоматия персидских исторических текстов, учебник персидского языка для вузов, а также для учащихся начальной школы (в Тбилиси была школа, где персидский язык изучали с начальных классов). Большую группу составляют его работы, посвященные ферей- данским грузинам, в частности, касающиеся исследования феномена ферейданского говора грузинского языка, испытавшего существенное влияние персидского. Дж. Гиунашвили, сопоставляя лингвистический материал, анализировал изменение кахетинского диалекта грузинского языка ферейданских грузин.
Дж. Г иунашвили активно участвовал в научных конференциях и симпозиумах [24; 40; 41], публиковал рецензии на выходящие по иранистике работы, его выступления всегда вызывали большой академический интерес.
Заключение
Анализируя этапы исследовательской работы Дж. Г иунашвили, трудно не заметить, что наиболее продуктивный период его деятельности пришелся на 1960-1970-е и первую половину 80-х гг., то есть советский период. Именно в этот период им были созданы фундаментальные научные труды в области иранского языкознания, лексикографии, текстологии, литературоведения, источниковедения и даже различных аспектов истории Ирана на основе изучения лексики [42; 43]. Однако с начала 90-х гг. Дж. Гиунашвили, наряду с немногочисленными сугубо научными работами, время от времени публикует статьи преимущественно публицистического характера в грузинских средствах массовой информации, фактически выступая в роли популяризатора и пропагандиста Ирана (об этом можно судить по заглавиям некоторых статей [44-47]), что в какой- то степени было связано с его карьерой дипломата (на протяжении десяти лет). Однако в этом видится и определенная закономерность, обусловленная факторами, повлиявшими на грузинскую науку в целом и на востоковедческую отрасль в частности в связи с развалом Советского Союза, в котором, несмотря на все имеющиеся проблемы идеологического характера, имелся мощный аппарат академической поддержки, а уровень и престиж науки не подлежал сомнению. В советский период в закавказских и среднеазиатских республиках были созданы крупные востоковедческие учреждения с достаточно высоким по советским меркам финансированием, а также известные крупные научные издательства, что в одночасье пропало в независимой Грузии. Произошло понижение статуса именитых востоковедческих учреждений, которые были лишены необходимого финансирования и до сих пор сталкиваются с проблемами, в том числе и существенным сокращением их штата (так, факультет востоковедения ТГУ был упразднен и вошел наряду с несколькими другими факультетами в состав гуманитарного факультета, а Институт востоковедения АН Грузии в усеченном виде вошел в состав вновь образованного на базе бывшего педагогического института Университета Ильи, где никогда не осуществлялась подготовка востоковедов). Тбилиси перестал быть крупным центром иранистики, каким являлся в советский период, особенно в 60-80-е гг. ХХ в., где проходили масштабные научные мероприятия5 и издавались работы высокого уровня. Очевидно, в современной Грузии публикация фундаментальных работ такого уровня, как та же «Фонетика персидского языка» или статьи по иранистике в востоковедческих сериях «Трудов» ТГУ и «Известиях» АН Грузии, практически невозможна.
Необходимо также отметить, что Дж. Гиунашвили был одним из немногих грузинских иранистов, в постсоветское время публикующихся в российских востоковедческих изданиях [48]. С его именем также связаны те редкие контакты, которые имелись между иранистами двух стран6. Эту традицию он продолжил и в качестве дипломата7.
Таким образом, с уходом Джамшида Гиунашвили грузинская наука, потеряв уникального человека и крупного ученого, понесла без преувеличения невосполнимую потерю.
Список литературы
1. Mossaki N., Ravandi-Fadai L. In Memoriam Jamshid Giunashvili (1931-2017): Georgian Scholar of Iran from Tehran, “The Maestro”. Iranian Studies. 2017;50(5):755-760.
2. Антадзе-Малашхия Ф. Памяти учителя (из Грузии с любовью). Караван.2013;(Август):8-11.
3. Гиунашвили Дж. Ш. Рецензия на книгу «Персидско-русский словарь в двух томах». Под ред. Ю. А. Рубинчика. Народы Азии и Африки. 1972;(3):206-207.
4. Гиунашвили Дж. Ш. Памяти Юрия Ароновича Рубинчика (1923-2012).Караван. 2013;(Август):15-21.
5. Гиунашвили Дж. Субиектури чанацереби иранзе. т’авгадасавали чаицератамар бабуадзем = Субъективные записи об Иране. Записала Тамар Бабуадзе. Цхели шоколади = Горячий шоколад. 2008;(37):112-118:180-183. (На груз. яз.).
6. Гурули В., Джикия Л. (ред.) Тао-кларджети, лазети да ферейдани сабчотакавширис политикури хелмдзхванелобис гегмебши. документеби да масалеби(1944-1951) = Тао-Кларджети, Лазети и Ферейдан в планах политического руководства Советского Союза. Документы и материалы (1944-1951). Тбилиси:Универсали; 2012. 112 с. (На груз. яз.).
7. Гиунашвили Дж. Глагольный компонент детерминативных именныхобразований персидского литературного языка: дис. … канд. филол. наук. Ташкент;1958. 164 с.
8. Гиунашвили Дж. Глагольный компонент детерминативных именныхобразований персидского литературного языка: автореф. … канд. филол. наук.Тбилиси; 1958. 17 с.
9. Гиунашвили Дж. Ш. Заметки о морфологическом составе инфинитивав персидском языке. Труды Среднеазиатского государственного университета.1957;(105):45-49.
10. Гиунашвили Дж. Ш. Словообразовательная функция причастия настоящего времени на-анде в литературном персидском языке. Труды Средне-азиатского государственного университета. 1957;(105):39-44.
11. Гиунашвили Дж. Ш. Рецензия на книгу «Рудаки, 857-1957: к 1100 со дня рождения поэта: сборник статей». Узбекистон маданияти= Культура Узбекистана. 1958; 8 июля. (На узбек. яз.)
12. Гиунашвили Дж. Ш. Тенденция фонетического упрощения и вопросы словообразовательного анализа в персидском языке. Сборник аспирантских работ Среднеазиатского государственного университета. 1958;(5):289-309.
13. Glazer S. Bibliography of Periodical Literature. Middle East Journal.1958;12(3):352-365.
14. Бекаури Н., Гиунашвили Дж. (ред.) Спарсули зепирситквиеребис нимуше-би = Образцы персидского фольклора. Тбилиси: Мецниереба; 1962. (На груз. яз.).
15. Гиунашвили Дж. Ш. К толкованию одного бейта из Голестана. Труды Тбилисского университета. Серия востоковедения. 1962;(99):63-67.16. Хроникальные заметки. Вопросы истории. 1963;(10):159-161.
16. Гиунашвили Дж. О тбилисской рукописи «Тарих-и Систан». Тезисы докладов IV Всесоюзной конференции по иранской филологии. Ташкент; 1964:70.
17. Giunašvili Dž. A Further Note on the Ta’rīkh-i Sīstān Manuscripts. East andWest. 1971;21(3/4):345-346.
18. Смирнова Л. П. О тбилисской рукописи «Истории Систана». В: Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. IX годичная научная сессия ЛО ИВ АН (автоаннотации и краткие сообщения). Л.: Наука; 1973. С. 79-83.
19. Археографический ежегодник за 1969 год. М.: Наука; 1971. 352 с.
20. Giunashvili J. Dar bāreye noskheye khattiye Tārikhe Sistān (moujud dar Teflis).Teflis; 1971. 72 s. (На перс. яз.).
21. Гаприндашвили Ш. Г., Гиунашвили Дж. Ш. Фонетика персидского языка.I. Звуковой состав. Тбилиси: Мецниереба; 1964. 226 с.
22. Эдельман Дж. И. Рецензия на книгу Гаприндашвили Ш. Г., Гиунашвили Дж. Ш. Фонетика персидского языка. I. Звуковой состав. Народы Азии и Африки.1965;(6):190-193.
23. Гусейнов Б. М. Всесоюзная конференция по иранской филологии.Известия Академии наук Азербайджанской ССР. Серия общественных наук.1963;(4):129-130.
24. Иванов В. Б. О соотношении артикуляторных и акустических характеристик персидских гласных. Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 1982;(1):51-56.
25. Kramsky J. Archiv orientální. Praha; 1966;(34):217-219:459-463.
26. Иванов В. Б. Вокализм и просодика в персидском языке и дари: автореф.дисд-ра филол. наук. М.; 1996. 48 с.
27. Рубинчик Ю. А. Грамматика современного персидского литературногоязыка. М.: Восточная литература; 2001. 600 с.
28. Эдельман Дж. И. Персидский язык. В: Прохоров А. М. (ред.) Большаясоветская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия; 1975;19:439-440.
29. Соболева А. Памяти профессора Гиунашвили. Режим доступа: http:// parstoday.com/ru/news/russia-i58723
30. Гиунашвили Дж. Система фонем литературного персидского языка.Труды Тбилисского государственного университета. 1965;(116):81-141.
31. Machalsky F. Przeglad Orientalisticzny. Warszawa; 1967;(1):81.
32. Lazard G. Dz. K. Giunasvili, Sistema fonem persidskogo jazyka, Otdel’nyjottisk iz Trudov Tbilisskogo gosudarstvennogo universiteta, t. 116, str. 87-141. Indo-Iranian Journal. 1971;13(1):154-158.
33. Provasi E. Iranica. Naples; 1979:257.
34. Гиунашвили Дж. Фонологическая структура литературного персидскогоязыка: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Тбилиси; 1966. 30 с.
35. Гиунашвили Дж. Карманный грузинско-персидский и персидско-грузин-ский словарь. Тбилиси: Мецниереба; 1971. 263 с.
36. Гиунашвили Дж. Краткий русско-персидский технический словарь.Тбилиси: Мецниереба; 1974. 477 с.
37. Гиунашвили Дж., Кацитадзе Д. Персидские исторические тексты.Тбилиси: Издательство ТГУ; 1972. 414 с.
38. Тимохин Д. М. К проблеме изучения истории государства хорезмшахов -Ануштегинидов в отечественной исторической науке. В: Миняжетдинов И. Х.,Пахомова М. А. (ред.) История востоковедения: традиции и современность:материалы 2-й всероссийской школы-конференции. М.: ИВ РАН; 2015:95-112.
39. Гиунашвили Дж. Ш. IV Всесоюзная научная конференция по актуальнымпроблемам иранской филологии. Народы Азии и Африки. 1970;(6):202-207.
40. Айни К. С., Байматова Т. Международный симпозиум по теме «Энциклопедический справочник (Ономастикон) персоязычной литературы». Известия АН Таджикской ССР. Отделение общественных наук. 1983;113(3):111-113.
41. Начкебиа И. Н. Основные труды доктора филологических наук, профессора Дж. Ш. Гиунашвили. Восток. 1992;(1):194-195.
42. Гиунашвили Е. Джемшид Гиунашвилис рчеул шромата библиографиа =Избранная библиография трудов Джемшида Гиунашвили. В: Гамкрелидзе Т.(ред.) Issues of Linguistics. Тбилиси: Издательство Тбилисского университета;2011. C. 5-14. (На груз. яз.)
43. Гиунашвили Дж. Президенти али акбар хашеми рапсанджани - исламурпасеулобата дамцвели да реалисти политикоси = Президент Али Акбар ХашемиРафсанджани - защитник исламских ценностей и политик-реалист. СакартвелосРеспублика. 1995;(42):3. (На груз. яз.)
44. Гиунашвили Дж. Исламури ирани - регионули зесахелмципо=Исламский Иран - региональная сверхдержава. Сакартвелос Республика.2010;(168):6. (На груз. яз.)
45. Гиунашвили Дж. Самартлианобис схивис апеткеба: иранис исламуриреволюциис гамарджвебис 32-э цлистави = Взрыв луча справедливости:к 32-й годовщине победы исламской революции в Иране. Сакартвелос Республика. 2011;(27):5. (На груз. яз.)
46. Гиунашвили Дж. «Чвени револуциа самартлианобис апеткебис схивиико»: иранис исламури револуцисс оцдамецамете цлиставис гамо = «Наша революция являлась лучом взрыва справедливости»: о 33-й годовщине победы исламской революции. Сакартвелос Республика. 2012;(27):5. (На груз. яз.)
47. Гиунашвили Дж. Ш., Гиунашвили Е. Дж. Заметки о говоре ферейданскихгрузин. В: Оглоблин А. К., Телицин Н. Н. (ред.) Востоковедение. Историко-филологические исследования. Вып. 30. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; 2014. C. 20-24.
48. Гиунашвили Е. Дж. Личные глагольные формы в парфянском и ранне-среднеперсидском языках: дисканд. филол. наук. Тбилиси; 1993. 121 с.
49. Архимандрит Августин (Никитин). Седьмая тетрадь. Дело прошлое.«Тегеран-29». Нева. 2002;(11):5-11.
Об авторах
Н. З. МосакиРоссия
Л. М. Раванди-Фадаи
Россия
Для цитирования:
Мосаки Н.З., Раванди-Фадаи Л.М. Джемшид Гиунашвили: грузин из Тегерана. Ориенталистика. 2018;1(3-4):539-552. https://doi.org/10.31696/2618-7043-2018-1-3-4-539-552
For citation:
Mossaki N.Z., Ravandi-Fadai L.M. Dzhemshid Giunashvili: Georgian from Tehran. Orientalistica. 2018;1(3-4):539-552. (In Russ.) https://doi.org/10.31696/2618-7043-2018-1-3-4-539-552